+7 (495) 788-37-41
info@makonews.ru
Email
Пароль
Запомнить меня
ГлавнаяНовости →   О реализации проекта, направленного на обсуждение актуальных направлений и перспектив совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России в системе общего и среднего профессионального образования
О реализации проекта, направленного на обсуждение актуальных направлений и перспектив совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России в системе общего и среднего профессионального образования

Рубан Иван Анатольевич

Генеральный директор, общество с ограниченной ответственностью
«Верконт Сервис», г. Москва,

teachstaff@vercont.ru.

 

Аннотация. В статье рассматривается ход выполнения проекта по исследованию вопросов совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования. Данный проект выполнялся ООО «Верконт Сервис» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Представлены этапы реализации проекта, работы, выполненные на каждом этапе реализации. Рассмотрены результаты проекта в целом и по каждому из этапов реализации.

Новизна статьи заключается в возможности структурно-логически представить последовательность, характер и специфику проведения исследования в рамках проекта, реализованного ООО «Верконт Сервис». В качестве основного вывода проведенного исследования можно отметить, что привлечение различных аудиторий респондентов для проведения исследования является инструментом получения надежной и достоверной информации о путях совершенствования кадрового потенциала педагогов, преподающих родные языки народов России в системе общего и среднего профессионального образования. 

Ключевые слова: педагогические работники, родные языки, кадровый потенциал, общее образование, среднее профессиональное образование, повышение квалификации.

Актуальность. Статья 26 Конституции Российской Федерации говорит о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Конституционное право граждан Российской Федерации на получение образования на родном языке закреплено статьей 14 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Это приводит к необходимости реализации образовательных программ общего и среднего профессионального образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, и, следовательно, к необходимости подготовки  педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования.

Основная часть. Профессиональные мотивированные кадры – ключевой ресурс любой организации. Их наличие определяет способность организации к реализации масштабных проектов, развитию и самосовершенствованию.  Кадровый потенциал в данном случае необходимо рассматривать как "источник возможностей, средств, которые  могут  быть  приведены  в  действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности  отдельного  лица,  общества,  государства  в  определенной  области". Потенциал представляет собой "обобщенную, собирательную  характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени".Понятие "кадровый потенциал" отражает ресурсный  аспект развития  организации  и  социально-экономического развития страны в целом[3].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в процессе подготовки профессиональных кадров важное значение имеет не только увеличение численности специалистов, способных выполнять определенную работу, но и всестороннее повышение уровня их квалификации и навыков, развитие творческих способностей. Именно поэтому мероприятие 4 «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков народов Российской Федерации» Ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языка   народов Российской Федерации» предусматривает совершенствование кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования [2].

На решение задач повышения квалификации педагогических работников, повышение их профессионального, творческого и исследовательского потенциала и направлен проект «Проведение серии межрегиональных мероприятий по обсуждению актуальных направлений и перспектив совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования», реализуемый в 2019 году ООО «Верконт Сервис» под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов. Первый этап реализации предусматривал проведение исследования запросов целевых аудиторий по обсуждению актуальных направлений и перспектив совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования, что позволило  получить актуальную и достоверную информацию о существующих направлениях, проблемах и перспективах в данной сфере. На втором этапе были выполнены подготовка и проведение серии межрегиональных мероприятий по обсуждению выявленных в процессе исследования направлений, проблем и перспектив. На завершающем этапе проекта обсуждаемые проблемы и направления были систематизированы, по результатам обсуждения были подготовлены предложения и рекомендации по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России.

Рассмотрим подробнее этапы реализации данного проекта, представленные на схеме далее.

Рис. 1 Схематическое представление этапов реализации проекта

Исследование запросов целевых аудиторий по обсуждению актуальных направлений и перспектив совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования проводилось методом анкетного опроса. Для его проведения были разработаны методика, программа и инструментарий проведения исследования. В ходе анкетирования был проведен сбор информации в онлайн формате на сайте Исполнителя проекта с использованием 4 форм анкет для различных представителей целевой аудитории. В итоге удалось собрать мнения 3352 человек из 8 федеральных округов и 24 субъектов Российской Федерации. В исследовании принятии участие:

72 респондента из числа представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования;

2695 респондентов из числа представителей организаций дополнительного профессионального образования;

291 респондентов из числа руководителей образовательных организаций (общее образование, среднее профессиональное образование;

294 респондента из числа педагогических работников образовательных организаций, преподающих родные языки народов России (общее образование, среднее профессиональное образование).

В анкетах были выделены следующие основные направления сбора данных:

правовое регулирование мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования, в региональных нормативно-правовых актах;

государственная поддержка мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования;

научно-исследовательское и методическое обеспечение мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования;

реализация системы дополнительного профессионального образования (реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки) педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования;

актуальные сведения для обсуждения специалистами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, организаций дополнительного профессионального образования, руководителями образовательных организаций (общее образование, среднее профессиональное образование), педагогическими работниками перспектив совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования.

Мнения респондентов по перечисленным направлениям были систематизированы и стали основой для обсуждения в рамках семинаров, тренингов, форумов, дискуссионных площадок и круглых столов при проведении мероприятий с участием представителей целевой аудитории.  Такие мероприятия стали  коммуникативными площадками взаимодействия руководителей и специалистов, заинтересованных в повышении кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования. На таких площадках обсуждались все выявленные в процессе исследования проблемные зоны работы преподавателей, запросы и предложения, пути совершенствования преподавательской деятельности. Формат проведения коммуникативных площадок позволял осуществить  обмен опытом между представителями организаций дополнительного профессионального образования и образовательными организациями (общее образование, среднее профессиональное образование).

Всего в период выполнения проекта было проведено 8 мероприятий в формате конференций в 8 федеральных округах, в том числе:

25.11.2019–26.11.2019 года - Сибирский федеральный округ, Иркутская область, г. Иркутск - ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»;

28.11.2019–29.11.2019 года - Северо-Кавказский федеральный округ, Республика Дагестан, г. Махачкала - ГБУ ДПО «Дагестанский институт развития образования»;

29.11.2019–30.11.2019 года - Уральский федеральный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Нягань - «Гимназия»;

4.12.2019–5.12.2019 года - Приволжский федеральный округ, республика Удмуртия, г. Ижевск - АОУ ДПО УР «Институт развития образования»;

9.12.2019–10.12.2019 года - Северо-Западный федеральный округ, Республика Коми, г. Сыктывкар - «Коми республиканский институт развития образования»;

12.12.2019–13.12.2019 года - Дальневосточный федеральный округ, республика Якутия, г. Якутск - АОУ ДПО РС(Я) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского -II»;

12.12.2019–13.12.2019 года - Южный федеральный округ, республика Адыгея, г. Майкоп - ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»;

12.12.2019–13.12.2019 года - Центральный федеральный округ, Тамбовская область, г. Тамбов - Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования».

При проведении мероприятий использовались самые разнообразные способы коммуникации участников, основной акцент был сделан на живом общении. Возможно, именно поэтому, удалось обсудить и выработать ряд предложений по таким острым и наболевшим темам, как организационные, информационные и кадровые условия реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, научно- и учебно-методическое обеспечение развития педагогических работников, преподающих родные языки народов Российской Федерации. Не остались без внимания и вопросы научных, учебных и  методических достижений регионов в системе общего и среднего профессионального образования и связанная с этим необходимость развития кадрового потенциала по вопросам изучения языков народов Российской Федерации. В ходе конференций ее участники получили возможность обсуждения проблемных зон совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования; обсуждения запросов педагогических работников, направленных на повышение их профессионального мастерства, перспектив и современных направлений совершенствования кадрового потенциала педагогических работников.  Конференции в полной мере выполнили свою роль площадок, на которых у экспертов появилась возможность представить актуальные векторы развития системы общего и среднего профессионального образования, а также обеспечить обмен опытом в сфере совершенствования профессиональных компетентностей педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования.

Анализ результатов проведенной серии межрегиональных мероприятий позволил систематизировать представленные аспекты развития системы общего и среднего профессионального образования, а также подготовить предложения по разработке инновационных и эффективных программ повышения квалификации.  Базовой составляющей представленных предложений является проведение на регулярной основе мониторинга деятельности образовательных организаций общего и среднего профессионального образования в части преподавания родных языков народов России. В ходе такого мониторинга возможно отслеживание ключевых показателей, характеризующих процесс и результаты преподавания. В их числе оценка профессиональных дефицитов педагогов родных языков народов России, оценка наличия методических материалов (рекомендаций и других разработок), обеспечивающих процесс самообучения педагогических работников образовательных организаций, диагностика у обучающихся планируемых результатов обучения родным языкам. Планомерное отслеживание результатов мониторинга позволит своевременно выявлять и оказывать помощь образовательным организациям дополнительного профессионального образования в части разработки современных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников региона, преподающих родные языки народов России, участия в стажировочных площадках по разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, ликвидации дефицита профессиональных кадров. Для реализации этих предложений необходимо создание на региональном уровне различных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Выводы: Таким образом, подводя итог выше изложенному следует отметить, что реализация представленных предложений позволит обеспечить формирование творческого и работоспособного педагогического коллектива, владеющего профессиональными компетенциями, необходимыми для преподавания родных языков народов Российской Федерации с использованием прогрессивных педагогических технологий.  Наличие профессиональных педагогических кадров будет способствовать развитию методов обучения учащихся системы общего и среднего профессионального образования, использованию дидактических, современных методических приемов по формированию их языковой грамотности.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями на 06.03.2019) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://zakon-ob-obrazovanii.ru/.

2. Ведомственная целевая программа «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языка   народов Российской Федерации». - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/945997ac798972c086b17a4e4ec0e126/download/1512/

3. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современной организации. – М.: ГроссМедиа, 2005