21 октября 2022 года в рамках выполнения работ (оказания услуг) по проекту «Совершенствование профессиональных компетенций руководителей региональных и муниципальных органов власти в сфере дошкольного образования и дошкольных образовательных организаций по вопросам повышения эффективности процесса достижения целевых ориентиров государства в системе дошкольного образования» специалистами ООО «МИК» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации была проведена Всероссийская конференция по вопросам повышения эффективности процесса достижения целевых ориентиров государства в системе дошкольного образования.
В работе Конференции приняли участие более 350 человек: представители Министерства просвещения Российской Федерации; руководители и специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования; руководители и специалисты органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения, осуществляющих организационное и методическое сопровождение дошкольного образования; руководители и педагогические работники образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования; представители общественных организаций, профессиональных сообществ.
С приветственным словом к участникам Конференции обратился Нежданов Евгений Валерьевич, руководитель проекта ООО «МИК», в выступлении которого была актуализирована проблема необходимости повышения эффективности процесса достижения целевых ориентиров государства в системе дошкольного образования.
Пленарное заседание открыло выступление Беляевой Надежды Владимировны, начальника отдела дошкольного образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации, в котором был раскрыт вопрос приоритетов и направлений государственной политики в сфере дошкольного образования Российской Федерации.
Парамонова Маргарита Юрьевна, канд. пед. наук, декан факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доцент кафедры теории и методики дошкольного образования в своем выступлении рассказала о достижениях и актуальных проблемах развития дошкольного образования в регионах.
Марущак Евгения Борисовна, кандидат психологических наук, директор института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», соавтор типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования выступила с докладом «Совершенствование профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования в условиях дополнительного профессионального образования».
Круглый стол, посвященный реализации государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе, открыла своим выступлением Абанкина Ирина Всеволодовна, канд. экон. наук, заслуженный профессор, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Она рассказала о приоритетах бюджетной политики в сфере дошкольного образования. Было отмечено, что за последние два-три года в связи с введением ФГОС дошкольного образования, внедрением эффективного контракта, ориентированного на результаты деятельности, в работе воспитателей дошкольных организаций произошли изменения. Эти изменения связаны с позитивным влиянием на профессиональные качества педагогического персонала задач по освоению новых образовательных технологий и методик до 64,6% и возможности получения переподготовки и повышения квалификации в 58,3% случаев. По результатам опроса родителей воспитанников ДОО отмечается, что 51,5% родителей подтверждает рост (улучшение) уровня работы воспитателей.
Далее выступила Волобуева Людмила Михайловна, канд. пед. наук., заведующий кафедрой дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
В своем докладе она раскрыла тему нормативно-правового обеспечения организации дошкольного образования.
Об инклюзивном образовании: мерах государственной поддержки, их реализации на уровнях муниципального управления и в дошкольной образовательной организации рассказала Кутепова Елена Николаевна, кан. пед. наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета.
Первая секция Конференции была посвящена формированию дошкольного образовательного пространства: были рассмотрены формы, направления, опыт регионов.
Секцию открыла Серая Татьяна Валентиновна, начальник отдела коррекционной работы и дошкольных учреждений управления образования администрации г. Твери и представила опыт по разработке и реализации стратегии-поддержки дошкольного образования на уровне муниципалитета.
Братусь Светлана Владимировна, заместитель начальника отдела управления реализации ФГОС дошкольного образования главного управления образования администрации г. Красноярска в своем выступлении представила вниманию участников опыт развития частного сектора в дошкольном образовании, рассказала о городском субсидировании ИП с лицензией / без лицензии.
О формах поддержки частных дошкольных образовательных организаций на муниципальном уровне рассказала Гвоздкова Наталья Геннадьевна, начальник управления образования администрации г. Ижевска, Удмуртская Республика.
Чичкова Алевтина Владимировна, заведующий ЧУ ДО «Детский сад “Замок детства”», с/п совхоз имени Ленина, Московская область, в своем выступлении рассказала об участии частного детского сада в решении задачи по обеспечению доступности дошкольного образования.
Второй круглый стол был посвящен вопросам повышения квалификации как ключевого фактора развития сферы дошкольного образования. Его открыла своим выступлением Белоусова Римма Юрьевна, канд. пед. наук., доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» с темой об актуальных проблемах и путях совершенствования кадрового обеспечения системы дошкольного образования в регионах.
Волобуева Людмила Михайловна в своем втором выступлении рассказала об особенностях подготовки руководителей дошкольного образования: был представлен опыт и современные тенденции.
Парамонова Маргарита Юрьевна, канд. псих. наук, декан факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, совместно с воспитателем детского сада «Котенок», г. Химки, Московская область, победителем конкурса «Воспитатель года России – 2018», Шлемко Анастасией Ивановной рассказали о конкурсном движении как форме повышения квалификации.
Доклады вызвали активную заинтересованность участников. Каждый участник имел возможность высказать свое мнение по вопросам, рассматриваемым в рамках круглого стола.
Работа второй секции, посвященной развитию профессиональных компетенций в системе дошкольного образования, началась с доклада Веннецкой Ольги Евгеньевны, канд. пед. наук, проректора АНО ДПО «Международная педагогическая академия дошкольного образования» (МПАДО). Были представлены вариативные модели повышения квалификации с учетом профессиональных компетенций педагогов ДОО дошкольных образовательных организаций.
В продолжении темы выступила Данилина Татьяна Александровна, канд. пед. наук, заместитель заведующего ЧУ ДО «Детский сад “Замок детства”», с/п совхоз имени Ленина, Московская обл., с докладом об инструментах проектирования условий для повышения профессиональных компетенций педагогов с учетом профессиональных дефицитов.
В своем втором выступлении Белоусова Римма Юрьевна представила вниманию участников конференции тему «Управленческий проект как инструмент развития кадрового потенциала системы дошкольного образования региона». Была описана структура управленческого проекта, представлен алгоритм презентации идеи управленческого проекта.
Серых Лариса Викторовна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования, доцент ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» рассказала о создании команд эффективного управления профессиональным развитием педагогов.
Сетевые педагогические сообщества как инструмент формирования глобальной профессиональной среды были описаны Бойко Галиной Валерьевной, главным экспертом сектора начального и дошкольного образования ГАУ ДПО «Приморский краевой институт развития образования».
Третья секция конференции посвящалась интегративным формам социального взаимодействия дошкольной образовательной организации, в рамках которого Марущак Евгения Борисовна, кандидат психологических наук, директор института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», провела мастер-класс «Технологии взаимодействия с родительской общественностью в региональном пространстве дошкольного образования».
Затем Карпова Раиса Иннокентьевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, ГАУ ДПО Республики Бурятия «Бурятский республиканский институт образовательной политики», г. Улан-Удэ, выступила с докладом «О роли Управляющего совета родителей МБДОУ «Номин» (НКО) в обеспечении качества дошкольного образования». Были выделены зоны «неблагополучия» в системе дошкольного образования, описана нормативно-правовая основа «Управляющего совета родителей МДОУ «Номин». Было отмечено, что целью создания НКО является активное вовлечение отечественных неправительственных организаций (НКО — некоммерческих организаций) в своевременное решение актуальных проблем дошкольной образовательной организации, в целом дошкольного образования. Также в своем выступлении она упомянула о некоторых проектах, которые способствовали активному взаимодействию НКО и ДОО «Номин».
Батырова Раиса Созрыкоевна, заведующий МАДОУ детский сад №107
г. Владикавказа, Республика Северная Осетия – Алания рассказала участникам Конференции об управлении педагогическим взаимодействием ДОО и семьи в разработке современной стратегии образовательного процесса.
В заключении состоялось подведение итогов Конференции, вручение участникам сертификатов, обсуждение результатов и вопросов, связанных с повышением эффективности процесса достижения целевых ориентиров государства в системе дошкольного образования.