На прошлой неделе ВЦИОМ представил опрос молодежи о том, что молодые люди считают недостижимым в различных сферах жизни в России. Вопрос, задаваемый респондентам звучал следующим образом: «Если говорить про страну в целом, то как вы считаете, в нашей стране есть или нет возможности у молодых людей для того чтобы….» и далее перечислены 8 сфер деятельности, такие как, возможность устроиться на хорошую работу по специальности, открыть собственное дело, иметь возможность хорошо зарабатывать, продвинуться по карьерной лестнице и другие. Опрос проводился среди трех групп молодежи 14 -17, 18-24, 25-35 лет. По всем пунктам опроса у всех возрастных категорий наиболее популярным был ответ «Возможности есть, но они ограничены» - это касалось и вопросов об участии в политической деятельности, и вопросов, относящихся к карьерному росту.
Вот об этом варианте ответа и хотелось бы поговорить. Действительно, вместе с дипломом никто не выдает молодым людям заверений в карьерном успехе. Но так было и 30, и 50, и более 100 лет назад. Точнее сказать, так было всегда: «возможности есть, но они ограничены». Не касаясь сферы политической деятельности, хотелось бы остановиться на карьерной сфере для молодых. Конечно, при начале трудовой деятельности молодому специалисту хочется, чтоб совпали все факторы: работа по специальности с высокой зарплатой в желаемом городе с предоставлением жилья. К сожалению, такое бывает редко, поэтому надо уметь выбирать главное, чего ты на самом деле хочешь. Дело в том, что работа в стране есть, но очень часто она находится не в столичных городах, где много парков и кофеен, а в небольших и пока не самых комфортных городках, которые постепенно преображаются, развиваются. Именно там можно получить уникальный профессиональный опыт, заявить о себе как о специалисте, реализовать свои карьерные амбиции. И здесь хотелось бы напомнить о таком понятии как «трудовая мобильность», которое широко развито во многих странах.
Недавно мы подвели итоги конкурса «Создавая будущее», прочитали и проанализировали сотню заявок, могу сказать, что в разных уголках страны, на разных предприятиях создано множество программ для поддержки, развития, самообразования и самореализации молодежи. Работу по трудоустройству по специальности лучше начинать во время студенчества: проходить стажировки и практики на предприятиях. Работодатели рассказывают, что именно стажировки дают возможность понять потенциал будущего специалиста, его готовность работать и развиваться. После стажировок на работу на предприятие возвращается до 30 процентов выпускников вузов. В качестве примера могу привести программу шестимесячных стажировок для студентов 3-4 курсов «GPB.Experience» Газпромбанка. По результатам программы 150 финалистов попали в кадровый резерв молодых специалистов банка, а более 35 junior-позиций уже закрыты кандидатами из этого списка.
Еще одна возможность заявить о себе – участие в студенческих конкурсах. Большинство их экспертов – специалисты-представители предприятий и компаний. Они обязательно разглядят активного, интересующегося участника, а у студента будет возможность пообщаться с представителями компании, продемонстрировать свою заинтересованность в трудоустройстве. Яркий пример – конкурс для будущих энергетиков «Дорога в будущее» АО «СУЭК». В конкурсе приняли участие 75 команд из 18 вузов 13 регионов РФ. Одна из целей конкурса – создание потенциального кадрового резерва для предприятий компании.
Кроме того, часть компаний ведет образовательную работу прямо в вузах. Студентам предлагаются дополнительные программы, которые позволят еще на студенческой скамье сформировать необходимые для работы на предприятии компетенции. Примером такой программы может служить «Школа атомных коммуникаций», организованная Ленинградской АЭС и СПбГУ. По результатам проекта две команды победителей получили 100 тысяч на развитие своих идей, а три участника проекта стали сотрудниками ЛАЭС.
Более того, определиться с будущей профессией и местом работы можно еще в школе. Почти все компании – промышленные лидеры страны создают свои профильные классы, где ребятам дают возможность не только глубокого погружения в предметы школьной программы, но и знакомства с отраслью и предприятиями, с теми специальностями, которые там существуют. Еще на школьной скамье можно понять, где ты хочешь работать, заявить о себе компании и, окончив вуз, прийти туда работать. Только в этом году призерами конкурса «Создавая будущее», развивающими профориентационное направление, стали «Космические классы» Госкорпорации «Роскосмос», «Академия карбона» СУЭК, проект «Включайся и будь успешен» при поддержке компании Мегафон, энергетические группы АО «СО ЕЭС».
Говорить о целевом обучении, после которого выпускник вуза гарантированно получает работу, даже нет смысла. Об этой возможности знают все абитуриенты. Беда в том, что по окончании вуза очень небольшой процент выпускников доходит до своего работодателя. Как признаются сами работодатели, большая часть целевиков предпочитает вернуть деньги за свое обучение.
Продолжать рассказывать о возможностях можно долго. Думаю, всем понятно, что возможность найти хорошую работу по специальности в нашей стране есть. Над этим работают не только министерства и правительство, очень многое делается непосредственно компаниями. Будущим специалистам хочется пожелать активности, не бояться изменений и помнить, что под лежачий камень вода не течет.
Ольга Голышенкова,
председатель Координационного совета по развитию сообществ молодых специалистов Общественной палаты Российской Федерации.