Тренинг театральных практик провела на форуме Торгово-Промышленных палат заместитель председателя комиссии по развитию экономики и КСО Общественной палаты Российской Федерации Ольга Голышенкова
Внимание к клиенту, партнеру, сотруднику – один из основных трендов современной экономики. Социогуманитарные практики – обязательная составляющая клиентоориентированной компании, а научить секретам успешного взаимодействия с людьми помогает актерское мастерство, те приемы и механики, которые более века назад разработали основоположники отечественного театра. О них и рассказывала участникам форума, руководителям торгово-промышленных палат страны Ольга Голышенкова.
«Каждый из нас играет много ролей», - признавали участники тренинга, но быть в них искренними, понимать партнера и быть понятным получается не у всех. Обращаясь к руководящему опыту участников, Ольга Михайловна предложила вспомнить практику управленческих поручений. Чаще всего она сопровождается словами: «срочно», «через час», «когда дедлайн? Вчера» и так далее. Результатом этого зачастую становятся сырые проекты. Спикер обратила внимание на правило, сформулированное Станиславским для актеров: «Вижу, слышу, оцениваю, действую». Момент оценивания, момент ответа на вопрос, зачем мы это делаем и чего хотим добиться, чрезвычайно важен для руководителя, это момент целеполагания, когда важно глубинное не подменить сиюминутным. Этому же служит и упражнение на круги внимания, когда исполнитель отвечает на вопрос, в каком круге он сейчас находится, к кому обращается, что держит в фокусе: собеседника, аудиторию, руководство.
Процесс работы с командой, достижение успеха созвучен процессу создания спектакля: сомнительная слава - быть звездой провального спектакля. Работая в команде, создавая проект, всегда важно иметь в виду конечную цель, конечный продукт, успех команды. В основе удачного проекта лежит принцип распределенного лидерства, сработанность команды, понимание, что нет маленьких ролей. Для этого надо уметь работать в паре, чувствовать и предугадывать действия партнера, сотрудника, собеседника. Участники тренинга попробовали поработать в парах, пытаясь повторить и предвидеть действия партнера. «Хороший актер – не гарантия того, что удастся сделать хороший проект. Весь коллектив должен работать на одну сверхзадачу, только тогда получится проект, где мы фокусируемся на смыслах и на ценностях», - резюмировала Ольга Голышенкова. Она рассказала, о распространенных ситуациях в компаниях, с которыми сталкивалась как эксперт, когда руководитель думает о команде одно, а команда представляет собой совершенно другое, и это становится причиной неэффективной работы, ведь руководство и команда решают совершенно разные задачи. Поэтому важно время от времени задавать себе вопросы, какой образ создает среда в ваше отсутствие, какой образ создаете вы, ваша команда и получается ли в результате всего единый образ. Если нет, надо вернуться в исходную точку создания спектакля, проекта, сформулировать общую сверхзадачу и донести ее до каждого участника команды. Тезисы тренинга нашли живой отклик у участников, как сказал один из них: «Последние годы я живу по системе Станиславского, но только сегодня начал это осознавать». А руководитель одной из палат рассказал, что чисто интуитивно они использовали театральные техники в своей работе, а на юбилей палаты даже поставили совместный спектакль, где играли профессиональные актеры и сотрудники палаты. Эта история дополнительно подтвердила, что источники вдохновения и эффективной работы можно найти в на первый взгляд очень отдаленных областях деятельности, заимствовать оттуда секреты мастерства и ставить их себе на службу.