3 марта в рамках Красноярского экономического форума прошла экспертная дискуссия «Корпоративное обучение как ответ на вызовы нового времени», модератором которой стала заместитель председателя комиссии по развитию экономики и КСО Общественной палаты Российской Федерации Ольга Голышенкова.
Участие в дискуссии приняли представители корпоративных университетов и департаментов по работе с кадрами компаний – лидеров отечественной экономики: ОАО «РЖД», ПАО НЛМК, ПАО «МТС», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Россети Сибирь», ПАО «Полюс», а также независимые эксперты.
Сессия могла бы остаться в рамках узкой специализации корпоративного обучения, однако Ольга Голышенкова сразу предложила говорить исключительно об актуальных трендах, которые важны для данного непростого момента в жизни страны. «Мы живем в непростое время, когда жизненный контекст меняется стремительно, иногда слишком стремительно. И люди по большей части не готовы к восприятию этого контекста. Они чувствуют себя ранимыми, уязвимыми, незащищенными. В этот момент акцент в работе по поддержке сотрудников должен смещаться с развития рационального интеллекта, лидерства, профессиональных компетенций в сторону интеллекта жизнестойкости. Умение управлять собой, своими эмоциями, восстанавливать своё ресурсное состояние, внутреннюю устойчивость – это на данный момент важнейшая задача корпоративного образования», - отметила Ольга Голышенкова.
Размышляя о трендах в корпоративном обучении в текущем 2022 году, эксперты прежде всего выделили человекоцентричность. Заместитель генерального директора по управлению персоналом, связям с общественностью и взаимодействию с органами власти ПАО «Россети Сибирь» Дарья Борисова отметила субъектность и ориентацию на потребности сотрудников. В условиях острой конкуренции компаний- работодателей за сотрудников бренд ориентирован на то, чтобы удовлетворить ожидания сотрудников. Особенно это касается перспектив профессионального и карьерного роста. По опросу компании, эти возможности оказалось очень важным для работников.
Директор корпоративного университета ОАО «РЖД» Роман Баскин отметил активный уход от онлайн обучения, которое оказалось совершенно непригодным для формирования корпоративных коммуникаций и дружеских отношений между сотрудниками, а также для формирования корпоративной культуры. Он отметил важность вовлечения в работу университета представителей компаний-партнеров и компаний – клиентов, благодаря чему сотрудники компаний начинают лучше слышать и понимать друг друга, повышается уровень эмпатии в коммуникациях. Этот тезис поддержала Оксана Фетисова, директор департамента Корпоративный университет ПАО «МТС». Она сказала, что если раньше участие в партнеров в создании программ оставались внутренним делом департамента, то теперь им гордятся и продвигают. Продолжая разговор о трендах, Оксана Фетисова особо выделила такую форму учебного процесса как edutainment, которая стирает грань между обучением и развлечением, а также формат life-long learning, который стремиться к лаконичной форме передачи знаний, что очень актуально в наше стремительное время.
Татьяна Волкова, директор департамента по управлению персоналом региональных активов ПАО «Полюс» рассказала, что благодаря разработанным программам компания может принимать на работу сотрудников с пониженными требованиями к их квалификации. Это повышает шансы людей на трудоустройство, а спустя 3-4 месяца обучения они становятся квалифицированными и лояльными сотрудниками компании.
Роман Чураевский, начальник управления обучения персонала Департамента кадровой политики ПАО «ГМК «Норильский никель» сделал акцент на опережающем обучении. Как это ни трудно при том уровне неопределенности, что существует сейчас в мире, необходимо прогнозировать основные тенденции развития отрасли и компании и заранее к этому сотрудников.
Марина Михайленко, руководитель Мастерской коучинга в Институте практической психологии при ВШЭ обратила внимание на важность адаптации зарубежных методик к российской действительности и на личность тренера, который должен быть не только подкованным теоретиком но и обладать практическим опытом. Людям всегда важны истории, а как именно ты действовал в той или иной ситуации, какой опыт вынес, какие выводы сделал. Ее поддержала и Валентина Сатарова, руководитель корпоративного университета ПАО НЛМК, которая также говорила о важности формирования своей тренерской команды.
Неожиданное направление дискуссии придало выступление филолога и бизнес-лектора Леонида Клейна. Он напомнил, что культура – это платформа, которая позволяет не только изучать прошлое, но и пользоваться прошлым как кейсом. На примере темы войны и образа Кутузова в романе «Война и мир» он продемонстрировал, каким должен быть руководитель в кризисное для компании страны время, как управлять изменениями и как из ошибок, поражений, несуразностей создается победа. В любой ситуации не нужно суетиться, нужно быть готовым к проигрышам, надо понимать свои ограничения, обстоятельства, региональный контекст и действовать, ориентируясь на реальную, а не идеальную ситуацию. Погружение в ситуацию и действие сообразно ей – залог общей победы.
В итоге, дискуссия на тему корпоративного образования оказалась актуальной и смогла сформулировать ряд советов, которые важны не только для руководителей корпуниверситетов, компаний, но и для сотрудников предприятий. Быть в партнерстве, в коллективе, опираться на предыдущий опыт, знакомиться с опытом других, ориентироваться на более простые легкие практики, прислушиваться к потребностям – эти и другие секреты в работе с кадрами помогут эффективно работать и развиваться в вызовах нового времени.