Заместитель председателя Комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты Российской Федерации Ольга Голышенкова и победитель конкурса «Лидеры России», сотрудник ФГУП НПО «Техномаш» (Роскосмос) Юрий Зобов рассказали финалистам Всероссийского конкурса «Цифровая среда», как построить успешную команду.
Вопрос правильной организации работы в команде для финалистов конкурса является насущным, т.к. часть задач они решают совместно. Причем, зачастую знакомство участников команды происходит непосредственно в начале очередного этапа конкурса. То есть за короткое время конкурсанты должны познакомиться, понять возможности и функции каждого участника, найти оптимальную форму работы и коммуникации, которая позволит ребятам добиться успеха.
В начале выступления Ольга Голышенкова рассказала о новом распределенном типе лидерства в современной командной деятельности, об agile-командах, которые строятся на принципах самоорганизации и относительного равенства участников. Именно такой тип команд и важен для участников конкурса. Ольга подчеркнула, что всем членам команды необходимо точно понимать цель и смысл их деятельности, зачем собралась команда. Кроме того, важным является верное распределение ролей в команде до того, как команда начинает свою деятельность, иначе деятельность команды может оказаться бесполезной. Важно понимать, кто принимает финальные решения, кто несет финальную ответственность за продуктивность команды, кто оформляет идеи
О том, как неслаженная командная работа приводит к поражению, рассказал Юрий Зобов, который несколько лет назад также принимал участие в «Цифровом прорыве» и дошел до финала. В отличие от большинства участников команда Юрия была знакома между собой, что не помогло ей избежать ошибок. Конкурсанты не договорились о распределении ролей, и в команде образовалось два лидера, которые давали противоположные указания. В итоге команда выбрала неверную тактику, потеряла время на выяснение отношений и не уточнила пожелания заказчика, чей кейс она решала. В итоге заказчика работа не удовлетворила, и команда лишилась победы.
Ольга Голышенкова познакомила слушателей с разными типами ролевых моделей в команду. Она напомнила и о коде PAEI Ицхака Адизеса, который предложил 4 модели менеджмента, обеспечивающие команде успешную работу. Распределение ролей может быть и по концепции Рэймонда Белбина, и по простой концепции DISC. Команда может выбрать любую модель, главное, чтоб она устроила всех участников.
Фото: YouTube
Ольга затронула вопрос о ценностях команды и предложила Юрию вспомнить опыт его работы волонтером в больнице в «Коммунарке» во начале эпидемии ковида. Рассказывая об этом, Юрий выделил важную черту командной работы – нахождение команды или нескольких ее членов в противофазе основному эмоциональному настрою. Несмотря на сложность ситуации всегда должны быть те, кто не падают духом и подбадривают остальных. «Противофаза – это не про то, что вы противоречите друг другу, это о том, что, когда у кого-то эмоциональное или физическое состояние падает, в команде должны быть люди, готовые оказать поддержку такому человеку. Противофаза может быть очень растянута по времени. И когда твои товарищи находятся в нижней эмоциональной точке, ты вытягиваешь себя наверх и помогаешь остальным», - пояснил Юрий Зобов. Именно так работала команда волонтеров в больнице, когда вокруг было тревожно и печально. Этот пример вывел разговор на тему ресурсного состояния и эмпатии. Ольга Голышенкова привела в пример недавно прошедшую программу «Театр компетенций», которая учит приемам и техникам, как почувствовать настроение собеседника, аудитории и благодаря этому вести с ними продуктивный диалог. Завершая диалог, Ольга Голышенкова суммировала: «Время романтиков-одиночек ушло, пришло время команд. Чтобы команда стала единым сильным организмом, у нее должна быть сверхзадача, не забывайте о ней. Заранее распределяйте командные роли, поддерживайте друг друга, сформулируйте ясные и понятные ценности команды и помните, что участники команды должны их разделять, иначе результата не будет. Знайте себя, чувствуйте других, общайтесь открыто, смело идите к успеху».