Техническая академия Росатома удостоена диплома Всероссийского конкурса «Создавая будущее» за реализацию проекта по подготовке инструкторов нового поколения
11 Ноября 2020

Торжественная церемония награждения победителей VII Всероссийского конкурса лучших практик работодателей в социогуманитарной сфере «Создавая будущее» состоялась в Москве в рамках итогового форума «Сообщество», организованного Общественной палатой РФ.

Являясь авторитетной площадкой выявления и признания лучших подходов крупнейших работодателей России к работе с социально значимыми вопросами регионального, федерального и глобального уровней, конкурс дает возможность максимально широко тиражировать и масштабировать успешный опыт. Официальным организатором конкурса является Ассоциация граждан и организаций по содействию развитию корпоративного образования «МАКО».

Дипломом в специальной номинации «Глобальная кооперация», посвященной практикам международного сотрудничества в целях создания уникальных российских образовательных технологий отмечен проект Технической академии Росатома «Человеческий капитал – инвестиции в будущее». В церемонии награждения принял участие ректор Технической академии Юрий Селезнёв.

«В настоящее время в зарубежном портфеле Госкорпорации «Росатом» заказы на строительство 36 атомных энергоблоков в различных странах. Это европейские страны – Финляндия и Венгрия, а также Турция, Египет, Бангладеш, Индия, Китай. Целью нашего проекта является создание новой генерации инструкторов для подготовки эксплуатационного персонала данных станций. Инструкторы должны обладать отличным знанием технологии, свободным английским языком, психолого-педагогическими навыками, а также знать культурные особенности и менталитет народов стран присутствия. Проект предусматривает подготовку свыше 120 инструкторов. Первые 16 амбассадров ядерных знаний завершили двухлетний цикл подготовки в этом году и уже приступили к обучению персонала АЭС «Руппур» Народной Республики Бангладеш», – сказал Юрий Селезнёв.

Награждение провела генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, советник генерального директора МИА «Россия сегодня» Вероника Крашенникова.

«Пул инструкторов нового поколения – это неотъемлемая часть программы экспансии отечественных ядерных технологий в мире и интеллектуальный ресурс развития будущих ядерных проектов Росатома в нашей стране и за рубежом. Мы гордимся нашими передовыми кадрами и их вкладом в развитие экономики России и других стран. Именно так мы обретаем союзников и друзей», – подчеркнула Вероника Крашенникова.

ГЛОБАЛЬНАЯ ЗАДАЧА

Амбициозный проект по подготовке англоговорящих инструкторов из числа выпускников технических вузов страны стартовал в 2018 году. «Как только была определена задача по приему 123 инструкторов нового поколения, мы запустили большую кампанию по подбору кандидатов из числа выпускников технических вузов Томска, Иваново, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Обнинска, – рассказывает директор по управлению персоналом Технической академии Росатома Наталья Сивохина. – Нашему предложению на ярмарках вакансий не было равных: двухгодичная программа подготовки с интенсивным изучением английского языка, достойная заработная плата, компенсация жилья. На одно место претендовало от 10 до 15 человек. В первый год реализации проекта было набрано 46 молодых инструкторов».

Новая уникальная программа обучения, не имеющая аналогов в мире, рассчитана на 2880 часов прохождения материала и разработана специально для наиболее эффективной подготовки экспертов атомной отрасли с учетом многолетнего опыта организации, современных подходов к образовательному процессу и международных стандартов. По итогам программы инструкторам вручается диплом о прохождении индивидуальной подготовки на должность оператора АЭС. В настоящее время в штате Технической академии 123 молодых специалиста, 16 из них уже получили дипломы инструкторов и приступили к преподавательской деятельности. В следующем году планируется набрать еще 34 человека на обучение в Обнинске и Санкт-Петербургском филиале академии. Требования к кандидатам на этапе входного контроля достаточно высокие: английский язык на уровне «Intermediate» и средний бал по техническим дисциплинам – 4,5.

«Обучение проводится по двенадцати направлениям: от начальника смены отдела радиационной безопасности до начальника смены блока», – пояснил директор центра подготовки инструкторов Леонид Кумков. – В рамках учебной программы слушатели осваивают технологические аспекты, вопросы безопасной эксплуатации атомных станций, инструкторское мастерство, овладевают английским языком, проходят стажировки на действующих АЭС концерна «Росэнергоатом» и в международных тренировочных центрах».

ОБЩЕНИЕ НАПРЯМУЮ

Лучшему взаимопониманию между обучаемым и преподавателем способствует свободная коммуникация без необходимости перевода. Поэтому обучению инструкторов английскому языку в Технической академии уделяется большое внимание. По словам руководителя отдела лингвистического сопровождения проектов, организатора обучения английскому языку Елены Казаковой, «успешное начало преподавательской деятельности выпускников стало возможным благодаря специально разработанной в академии программе английского языка для обучения инструкторов. Кроме того, в Технической академии созданы благоприятные условия для постепенного апробирования полученных навыков в реальном проекте по обучению персонала АЭС. Немаловажное значение имеет и личное стремление обучаемых, их увлеченность и трудолюбие в овладении языком. Учитывая важность поставленных перед молодыми инструкторами задач в будущем, а также сжатые сроки обучения, все обучение английскому языку организовано как непрерывный и интенсивный процесс. Это и занятия с преподавателями академии по техническому английскому, и развитие речевых навыков на занятиях по общему коммуникативному курсу, и подготовка с последующей защитой презентаций в соответствии с индивидуальной программой подготовки на практикумах по специальности, и плодотворная работа с английским языком во время стажировок. Все виды обучения английскому языку не просто повышают языковой уровень, а целенаправленно готовят инструкторов к их будущей должности и специализации».

По мнению молодого специалиста Яна Соломеина, для инструктора важно войти в контакт с аудиторией. Не просто включить презентацию и читать, а учиться взаимодействовать со слушателями, вовлекать их в процесс обучения. Поэтому инструктор заинтересован в том, чтобы свободно владеть английским языком. Ян – выпускник Уральского федерального университета, до обучения в Технической академии Росатома два года работал оператором реакторного отделения на Белоярской атомной станции. Наряду со своими молодыми коллегами Ян читает лекции по базовому курсу подготовки персонала для специалистов АЭС «Руппур» и участвует в разработке учебно-методических материалов для турецких слушателей.

В ОСОБОЙ СРЕДЕ

Единственная девушка первого выпуска специалистов по подготовке персонала атомных станций Елена Скоропад приехала в Обнинск с Балаковской АЭС. Закончив МИФИ по специализации «Радиационная безопасность атомных станций», Елена работала в МРНЦ им. А. Ф. Цыба в должности инженера в отделении клинической дозиметрии и топометрии. В начале своей педагогической практики в Технической академии начинающий инструктор чувствовала себя несколько зажато. Раскрепоститься помогли специальные тренинги по инструкторскому мастерству. «В ходе этих тренингов мы научились выстраивать четкую структуру занятия: от целей обучения до результатов. Чтобы достичь понимания слушателей, важно последовательно излагать материал, правильно расставлять акценты, останавливаться для разъяснения возникающих вопросов», – убеждена Елена.

К чтению лекций в группах зарубежных слушателей будущих инструкторов начинают привлекать еще в процессе обучения. «Сам по себе я человек стеснительный, но, чем больше читаешь, тем увереннее себя чувствуешь, – признается инструктор по подготовке персонала Ильдар Суфияров. – Обучение – это взаимный процесс, в результате которого слушатели должны достигнуть цели, поставленной преподавателем. Методы и средства достижения аудиторией нужного уровня понимания материала у каждого преподавателя индивидуальные. А индивидуальность обретается со временем».

Рядом с начинающими лекторами находятся опытные наставники – специалисты Технической академии. По мнению автора курса «Системный подход к обучению. Инструкторское мастерство», главного специалиста Центра подготовки инструкторов, методолога Марины Кандаловой, создание среды для сотрудничества, коммуникаций и проработки основных инструкторских компетенций должно проводиться в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Комплексно решать задачу подготовки инструкторов помогает объединение Технической академии как учебного центра и Концерна «Росэнергоатом» как эксплуатирующей организации, а также участие молодых специалистов в отраслевых семинарах и мероприятиях по линии МАГАТЭ. «Перед инструкторами стоит непростая задача – за достаточно короткий срок научиться передавать большой объем знаний персоналу строящихся АЭС за рубежом на английском языке. В связи с этим полезными для нас стали стажировки на Нововоронежской и Ленинградской атомных станциях, а также в учебном центре Tecnatom в Испании», – говорит выпускник Максим Талабанов.

Совместные проекты Технической академии с компанией Tecnatom в области подготовки международных команд инструкторов зарождались несколько лет назад. Сегодня компания является одной из потенциальных площадок для обучения инструкторского персонала по европейским стандартам подготовки. За время стажировки сотрудники Технической академии обмениваются опытом с иностранными коллегами, знакомятся с европейскими методами обучения персонала, технологиями и программным обеспечением, используемыми при разработке учебно-методических материалов. Отдельное внимание уделяется процессу обучения оперативного персонала, подготовке к занятиям на полномасштабном тренажёре, проведению тренировок и анализу результатов. Новым опытом является тренировка на симуляторе человеческого фактора с отработкой различных сценариев.

ПОДНЯТЬ ПЛАНКУ

«Сегодня работу молодых лекторов оценивают уже сами слушатели – специалисты строящихся станций в Турции и Бангладеш, проходящие подготовку в Технической академии Ростома», – рассказывает директор Международного центра подготовки персонала АЭС Евгений Полев. – На основании анкет обратной связи организаторы обучения могут определить уровень владения английским языком, навыки чтения лекций, точность ответов на вопросы и даже поведение инструкторов. На старте преподавательской деятельности результаты опроса обучаемых достаточно высокие: средняя оценка молодых сотрудников Международного центра подготовки персонала АЭС по названным показателям – 100 баллов».

В рамках программы подготовки на должность молодые специалисты защитили дипломные работы, и им были вручены дипломы о прохождении профессиональной переподготовки по специализации «Инструктор подготовки персонала атомных электростанций». Символично, что выпуск состоялся в день пуска первой АЭС. Связь поколений, накопленный опыт подготовки зарубежных специалистов, приобретенные за время обучения компетенции позволяют молодым амбассадорам отечественных ядерных знаний в мире сделать свою карьеру яркой и значимой для государства.

В торжественный день с поздравлениями к выпускникам обратились советник генерального директора Госкорпорации «Росатом» Владимир Артисюк, директор по персоналу Госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева, генеральный директор АО «Русатом Сервис» Евгений Сальков, который зачитал поздравление от первого заместителя генерального директора – директора Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом» Кирилла Комарова, директор по управлению персоналом и социальной политике АО «Концерн Росэнергоатом» Дмитрий Гастен и, конечно же, педагоги и наставники.

«Перед вами стоит важная задача – формировать репутацию российской атомной отрасли, – подчеркнула в своем обращении Татьяна Терентьева. – Подготовка персонала – ключевой момент сооружения АЭС. Многие станции не были запущены вовремя по причине того, что персонал не был подготовлен. Нам еще предстоит пройти большой путь, чтобы выпустить в 10 раз больше инструкторов, чем сейчас. Нам важно получать от вас обратную связь по улучшению нынешних программ подготовки, чтобы будущие специалисты смогли учесть те особенности, которые мы не видим не первом этапе».

«С тех пор, как атомная энергетика стала моей судьбой, прошло более полувека. Я ни разу не пожалел о своем выборе, несмотря на трудности и испытания. Атомщики – это профессионалы с высокими требованиями к себе. Чем выше стандарты, которые мы задаем для себя, тем более качественно мы будем передавать знания», – напутствовал своих учеников ветеран атомной отрасли Леонид Кумков.

«Когда проект только зарождался, мало кто верил, что за два года можно дать качественные знания, – говорит Наталья Сивохина. – Но первые плоды показывают, что полученный нами опыт будет иметь продолжение в будущем. Опыт – это старт всему остальному».

По оценке главы Технической академии Росатома, первый выпуск инструкторов – новая страница в истории организации. «Сегодня важно расширять формы взаимодействия: знакомиться с опытом работы зарубежных компаний по вопросам подготовки инструкторов новой генерации, проводить круглые столы с привлечением экспертов, обмениваться учебными программами и организовывать взаимные стажировки. Объединив свои силы, мы можем создать единый европейский проект», – уверен Юрий Селезнёв.

Источник: https://rosatomtech.ru/tehnicheskaya-akademiya-rosatoma-udostoena-diploma-vserossijskogo-konkursa-sozdavaya-budushhee-za-realizatsiyu-proekta-po-podgotovke-instruktorov-novogo-pokoleniya/