Анализ результатов опроса представителей региональных и муниципальных органов власти в сфере образования, проведенного в начале 2020 года специалистами Высшей школы экономики в рамках апробации мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций, показал, что нормативно-правовыми основаниями для реализации мер в сфере цифровой трансформации общего образования, являются региональные государственные программы развития образования.
Данные программы закладывают рамочные основы реализуемых мер в области цифровой трансформации на региональном уровне, устанавливают основные приоритеты и сроки достижения основных заявляемых показателей. При этом в основных мероприятиях программы нет тех, которые были бы связаны непосредственно с информатизацией. Эти меры, по большей части, стали составляющей комплексных мер и мероприятий, направленных на решение задач обеспечения доступности к качественному образованию, направленному на достижение современных образовательных результатов.
Другой важной мерой является развитие доступа к качественному образованию детей с особыми возможностями здоровья и детей-инвалидов с помощью создания безбарьерной среды и, в том числе, дистанционных образовательных технологий.
Третьим важным направлением в региональных программах развития образования в части мер, связанных с цифровой трансформацией общего образования, является создание условий для внедрения дистанционного образования. При этом эти меры реализуются как для освоения основных, так и дополнительных образовательных программ.
Фактически, все указанные направления цифровой трансформации присутствуют в государственных программах каждого из проанализированных регионов. Эти направления транслируются из государственной программы «Развитие образование» федерального уровня и на уровне регионов уточняются через значения показателей, количественные объемные параметры результатов и показатели финансирования.
Еще одним нормативно-правовым основанием для реализации региональных образовательных политик в сфере цифровой трансформации общего образования являются региональные государственные программы цифровой трансформации. Данные программы являются региональными механизмами развития IT-инфраструктуры, в том числе, в сфере образования.
Для реализации мер, направленных на цифровую трансформацию системы общего образования, используются средства федерального и регионального бюджетов. Тем не менее, регионы сотрудничают и с частными партнерами для реализации поставленных задач в рамках утвержденных мер. Партнеров можно разделить на два типа:
– крупные партнеры в виде государственных и/или негосударственных коммерческих организаций;
– федеральные министерства, ведомства – для обеспечения реализации крупных федеральных проектов на территории региона по принципу софинансирования.
В регионах активно реализуются меры, направленные на цифровую трансформацию образования, для обеспечения доступа к ней детей-инвалидов, а также одаренных и талантливых детей. Вместе с тем отсутствуют меры, направленные на цифровую трансформацию образования, для обеспечения доступа к ней других специальных категорий учащихся: детей мигрантов, детей из малообеспеченных семей, детей с девиантным поведением, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Меры по обеспечению информационной безопасности находятся в центре внимания региональных органов управления образованием. Это объясняется тем обстоятельством, что все эти меры находятся под постоянным контролем у органов, обеспечивающих надзорно-контрольные функции, а также органов внутренних дел и безопасности. Все меры строго регламентированы нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней и реализуются в соответствии с утвержденным планированием.
В регионах повсеместно происходит внедрение новых электронных систем управления образованием. Регионы имеют автономию для выбора поставщика цифровых, программно-аппаратных сервисов, а также для подбора самих сервисов, их количества.
В большинстве регионов, в которых проводилась апробация мониторинга цифровой трансформации, существует электронная очередь для приема в школы и региональные навигаторы по программам дополнительного образования детей.
Можно констатировать, что в регионах создана нормативно-правовая, технологическая, информационно-методическая основа для реализации цифровой трансформации. Вместе с тем, чаще всего регионы не идентифицируют специфические региональные меры и мероприятия, встраивая федеральные приоритеты в систему региональной образовательной политики.
В свою очередь, анализ нормативно-правовых оснований реализации цифровой трансформации муниципальных образовательных систем показывает опору муниципалитетов на региональную нормативную базу, в части региональных государственных программ развития образования и цифровой трансформации, а также собственные муниципальные программы развития образования.
Муниципальная специфика цифровой трансформации системы образования в явном виде не артикулируется представителями муниципальных органов местного самоуправления. Для муниципалитетов транслируются региональные задачи цифровой трансформации. Сами мероприятия обеспечиваются финансированием из средств региональных бюджетов или федерального бюджета в случае, если это субсидия, полученная на конкурсной основе тем или иным регионом.
Среди своих партнеров в сфере цифровой трансформации образования муниципалитеты указывают, в основном, региональные центры развития образования (повышения квалификации) либо федеральных операторов связи, которые обеспечивают функционирование каналов связи для образовательных организаций регионов и муниципалитетов.
Регионы и муниципалитеты схожим образом идентифицируют задачи и направления развития своей деятельности в сфере цифровой трансформации системы общего образования. При этом обозначаемые задачи и направления четко коррелируют с федеральными приоритетами и направлениями развития цифровой трансформации общего образования (рисунок 1).
Рисунок 1 – Задачи, обозначаемые регионами, в сфере цифровой трансформации общего образования
Ведущее место среди задач – создание цифровой образовательной среды – находится в зоне ближайшего развития и транслируется с федерального уровня как наиболее актуальная задача.
К другим актуальным задачам относятся: обеспечение информационной безопасности, развитие высокоскоростного интернета, обеспечение развития цифровых компетентностей, развитие современной цифровой инфраструктуры.
Регионы не идентифицируют проблемы цифровой трансформации и не выделяют при этом препятствий на пути цифровой трансформации.
Таким образом, на сегодняшний день в сфере цифровой трансформации существует механизм вертикальной трансляции приоритетов, единство целей и задач, развитость федерально-регионального сегмента инфраструктуры цифровой трансформации.