Языковая среда в России, как и во всем мире, все больше трансформируется. Эти изменения, до недавнего времени незаметные, сегодня с очевидностью приобретают негативный общекультурный характер. Это выражается в том, что на сегодняшний момент молодежь владеет лучше иностранными языками, а не родными. Более того, владение иностранными языками становится для большинства школьников более значимым, чем умение грамотно и стройно изъясняться на русском языке. Интерес к изучению родных языков падает также стремительно, как снижается в целом уровень языковой грамотности наших школьников, прежде всего, по русскому языку.
Сложно отрицать тот факт, что с изучением русского языка и языков народов России складывается сложная ситуация. С каждым годом интерес к изучению родного языка, к сожалению, падает. Такая отрицательная динамика связана, в первую очередь, с проводимой оптимизацией школьной сети: закрытием малокомплектных школ, переводом детей в крупные школы с обучением на русском языке, отсутствием современных линий учебников и учебно-методических комплектов по родным языкам народов России.
Демографические факторы также сказываются на определенной отрицательной динамике изучения родных языков. Такая динамика непосредственно связана с нежеланием отдельных родителей выбирать для изучения их детьми родной язык.
Поэтому сегодня одним из приоритетов государственной национальной политики Российской Федерации является всестороння поддержка процесса обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации. Для этого в 2019 году распоряжением Министерства просвещения была утверждена ведомственная целевая программа «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации».
Программа призвана обеспечить организацию эффективной системы изучения и «продвижения» русского языка, российской культуры, создать условия для сохранения и развития языков народов России, популяризации ценностей традиционной народной культуры и формирования ценностного отношения к духовному наследию народов Российской Федерации.
Если цели программы сконцентрированы на развитии и распространении русского языка, то уже в задачах говорится о мерах, направленных на поддержку и других языков народов России. Так, первая задача программы звучит следующим образом: «Выработка на основе определения актуального состояния языков из числа языков народов России, в том числе русского языка, комплекса мер по их поддержке и развитию, разработке эффективных механизмов реализации государственной языковой политики».
Цели и задачи раскрываются через определённые мероприятия, часть которых непосредственно затрагивают проблемы сохранения и развития языков народов Российской Федерации.
Мероприятие 1 – проведение мониторинга состояния развития русского языка и языков народов Российской Федерации. Цель мониторинга – определить актуальное состояние языков народов России и разработать комплекс мер по их поддержке и развитию.
В рамках мероприятия предусмотрены:
разработка и актуализация нормативных актов субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию родных языков, в том числе русского языка как государственного языка Российской Федерации (законы, постановления, распоряжения и др., в том числе ведомственные и региональные программы, планы мероприятий и др.);
поддержка обеспеченности педагогическими кадрами, преподающими русский язык, родные языки и литературу;
обеспечение учебниками и учебными пособиями;
реализация факультативных занятий и элективных курсов на родных языках по изучению национальной истории, культуры, народного творчества;
проведение олимпиад среди обучающихся по языкам народов России;
проведение конкурсных мероприятий для преподавателей родных языков народов России (перечень мероприятий, количество участников);
проведение мероприятий, направленных на сохранение и развитие языков народов России, популяризацию ценностей традиционной народной культуры, формирование ценностного отношения к духовному наследию народов Российской Федерации, количество их участников и др.
Мероприятие 2 – научно-методическое сопровождение развития русского языка и языков народов Российской Федерации.
Сопровождение, кроме прочего, включает проведение научных исследований в области русского языка и родных языков народов Российской Федерации, а также научно-методическое сопровождение разработки изданий и учебных материалов для изучения родных языков народов Российской Федерации.
Мероприятие 3 направлено на создание и совершенствование учебно-методического обеспечения развития русского языка и языков народов Российской Федерации. Основное направление государственной политики здесь – разработка изданий, в том числе учебных материалов, словарей для изучения языков народов Российской Федерации.
Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям, которое провел в Нальчике (Кабардино-Балкарская Республика) 29 ноября 2019 года Президент Российской Федерации В. В. Путин, отметила, что Минпросвещения России совместно с регионами разрабатывает План реализации утверждённой ведомством Концепции преподавания родных языков народов России. Также О. Ю. Васильева проинформировала присутствующих, что в 2019 году Фондом сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации, созданным ведомством совместно с Федеральным агентством по делам национальностей, будет издано 64 учебника по 14 родным языкам народов России. По её данным, сейчас в действующем федеральном перечне учебников представлено 222 учебника по 10 родным языкам. О. Ю. Васильева поделилась и планами, рассказав о намерении объединить на базе созданного в этом году Института развития родных языков народов Российской Федерации экспертов по родным языкам с целью независимой экспертизы учебников и примерных программ (Источник: https://edu.gov.ru/press/1970/v-nalchike-proshlo-zasedanie-soveta-pri-prezidente-po-mezhnacionalnym-otnosheniyam/).
В рамках мероприятия 4 «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков народов Российской Федерации» предусмотрено, помимо прочего, повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам для учителей родного языка.
Несмотря на то, что программа принята только в мае текущего года, результаты её реализации уже ощутимы как на федеральном, так и на региональном уровнях: реализуются государственные контракты, разрабатываются стратегии и планы развития, проводятся информационные и обучающие мероприятия, конкурсы, олимпиады, мастер-классы.
В рамках одного из государственных контрактов, реализуемых Министерством просвещения и направленных на поддержку языков народов России, был проведен сбор данных, по результатам которого можно, с одной стороны, проследить достижения регионов в реализации языковой политики, а с другой – определить по выявленным в результате сбора потребностям и запросам целевой аудитории перспективные направления данной политики.
Данные предоставили 29 субъектов Российской Федерации (Вологодская область, Воронежская область, Красноярский край, Курская область, Липецкая область, Московская область, Ненецкий АО, Новгородская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Ростовская область, Ставропольский край, Томская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Челябинская область, Чеченская Республика, Чукотский АО).
Как показал опрос, уже во многих регионах имеется опыт организации и проведения различного рода мероприятий по вопросам сохранения и развития родных языков и культуры. Это мастер-классы и форумы, практические семинары и вебинары, конференции и выставки, курсы повышения квалификации и конкурсные мероприятия для педагогов по вопросам преподавания родных языков, олимпиады по родным языкам среди обучающихся.
Кроме перечисленных мероприятий, на региональном уровне также проводятся конкурсные мероприятия для преподавателей родных языков.
Некоторые из них:
«За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» и «Язык – путь цивилизации и культуры» (Вологодская область);
Региональный конкурс на лучшую методическую разработку учебного занятия по русскому языку и литературе «Работаем по ФГОС ОО» (Орловская область);
«Учитель года Карелии», «Воспитатель года Карелии», «Конкурс на лучшие учебно-методические материалы» (Республика Карелия);
«Всероссийский конкурс учителей родных языков» (Республика Татарстан);
«Всероссийский мастер-класс учителей родного, включая русского, языка», «Педагогический конкурс профессионального мастерства, приуроченный к юбилею Коста Хетагурова» (Республика Северная Осетия – Алания);
«Родной язык сохраним вместе!» (Чукотский АО);
«Лучший учитель татарского языка», фестиваль-конкурс «Лучшая школа с этнокультурным компонентом» (Тюменская область);
«Педагогический марафон» (Омская область);
Региональный конкурс «Лучшая методическая разработка урока и внеклассного мероприятия с использованием презентации», региональный конкурс проектов «Язык семьи и малой родины» (Ненецкий АО);
Конкурс учительских проектов по урочной деятельности, направленной на полноценное функционирование русского языка «Знание родного языка открывает путь к сердцу» (Ростовская область).
В отдельных регионах России для отслеживания языкового вопроса проводятся мониторинговые исследования и реализуются научные проекты, активизируется инновационная деятельность в вопросах сохранения и развития родных языков и культуры.