«Портфель заказов»: от замысла к реализации

Номинация

Профориентация

Целевая аудитория

Студенты

Организация

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», ГК «ЛАМА»

Проект

«Портфель заказов»: от замысла к реализации

Аннотация проекта

Взаимодействие с работодателем во время обучения является одним из условий успешного профессионального самоопределения студента. Это позволяет ему уже во время обучения в вузе выбрать наиболее подходящую для него компанию, а также определить наиболее интересный профиль будущей профессиональной деятельности в рамках специальности (направления), по которой он обучается (в представленной практике — «Управление персоналом»). Одной из форм такого взаимодействия является разработка и реализация студентами реальных проектов по заказу компаний – стратегических партнеров университета.
В рамках образовательной программы по направлению «Управление персоналом» в 2016 г. была начата реализация проекта «Портфель заказов»: от замысла к реализации». В числе участников проекта как крупные организации-стратегические партнеры университета (ГК «ЛАМА», Томское отделение ПАО «Сбербанк России», ПАО «Сибур» ООО «Томскнефтехим», АО НПФ «Микран», ПАО «Газпром», ООО «Газпром трансгаз Томск»), так и представители малого бизнеса. Реализация проекта предполагает формирование портфеля заказов, составляющих программу развития компаний. Тематика проектов охватывает различные сферы деятельности HR–специалиста: подбор персонала, организационная культура, коммуникации, оптимизация деятельности и др. (пример проектов от ГК «ЛАМА» в прикрепленном файле). В состав проектных групп входят как студенты старших курсов (3-4 курса бакалавриата и магистранты), так и представители компаний-кураторы. Важно, что в большинстве случаев студенты выполняют проекты на территории компании–заказчика, что позволяет не только работать над решением реальных задач HR-специалиста, но и попасть в ту среду, где они будут работать по окончании университета, увидеть и ощутить корпоративную культуру компании.
Поскольку в данном случае речь идет об участии студентов в реальной деятельности (не имитации), то справедливо будет отметить переход от формирования ЗУМов (знания–умения–навыки) к формированию именно компетенций. Во время работы над предложенными проектами формируются как мета-компетенции (soft-skills): коммуникативные, работа в команде, разрешение конфликтов и др., так и профессиональные компетенции менеджера по персоналу. Кроме этого, формируется крайне востребованная сегодня проектная компетенция, которая в данном случае находится на стыке между профессиональными и мета-компетенциями.
При реализации проекта возникли следующие положительные эффекты: взаимодействие внутри проектных групп студентов разных курсов, возможность описывать и анализировать работу проектных групп в курсовых работах (исследовательский материал для студентов младших курсов, не участвующих в проектной работе), самоорганизация проектных групп (студенты и магистранты, совмещающие работу с обучением в университете, участвуют в формировании заказов на проекты, актуальных для их организаций, и проектных групп с целью реализации проектов).