Эффективность молодежной политики обсудили через призму духовно-нравственных ценностей 18 декабря 2024г. на площадке Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) прошла экспертно-аналитическая сессия «Основные направления повышения эффективности молодежной политики в Российской Федерации», в рамках которой представители Минобрнауки России обсудили итоги работы Федерального центра по научному, информационно-ресурсному и экспертному сопровождению молодёжной политики РАНХиГС с 300 проректорами по воспитательной работе и молодёжной политике российских вузов. Центральной практической части сессии стала работа участников с технологией создания ценностно-ориентированного события. В открытии сессии Анна Брайнес, заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, отметила важность формирования каждой программы с учетом основных вызовов, стоящих перед молодежной политикой в ближайшие 5-10 лет. Она подчеркнула необходимость разработки форм и методов работы с молодежью, исходя из ценностных наративов, определённых в программе. Анна Брайнес акцентировала внимание участников сессии на том, что молодые люди, приходя в вузы, уже являются сформировавшимися личностями, и задача образовательных учреждений состоит в том, чтобы помочь им четче осознать свою гражданскую позицию, при этом бережно поддерживая их развитие.
Андрей Платонов, проректор по молодежной политике и социально-воспитательной работе ФГБОУ ВО «МАДИ», приветствовал участников в историческом здании университета и выразил надежду на продуктивную и содержательную дискуссию. Модератором сессии выступил Александр Юхно, начальник управления сетевых и партнерских проектов государственной политики РАНХиГС, кандидат юридических наук, доцент. Он отметил, что Россия находится на важном этапе своего развития, и роль науки и образования будет только усиливаться. В контексте реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809, важно продолжить совершенствование механизмов воспитания и подготовки специалистов по работе с молодежью.
Ольга Голышенкова, директор Федерального центра по научному, информационно-ресурсному и экспертному сопровождению молодёжной политики РАНХиГС, президент МАКО, член Общественной палаты Российской Федерации, подвела итоги работы центра за 2024 год, уделив внимание ключевым направлениям работы Федерального центра: ноомативно-правовой базе, законотворчеству, лучшим практикам по работе с молодежью, обучению организации работы с молодёжью, ценностно-ориентированному подходу в молодежной политике.
Эксперты Федерального центра представили анализ текущее состояния и направлений развития законодательства в сфере молодежной политики. Андрей Кочетков, доктор юридических наук из РАНХиГС, подчеркнул, что молодежная политика закреплена в Конституции как неотъемлемая часть государственной политики, затрагивающая интересы молодежи. Он отметил, что, хотя де-юре существует межотраслевая стратегия, на практике она имеет ярко выраженный узкоотраслевой характер, что создает сложности в координации работы различных органов.
Кочетков выделил два ключевых направления реализации молодежной политики: устранение противоречий в действующих нормативно-правовых актах и внедрение дополнительных мер для улучшения взаимодействия всех участников процесса. Он отметил, что анализ законодательства показал наличие множества актов, хотя их распределение по направлениям остается неравномерным. Это создает возможности для систематизации и упорядочивания правовой базы.
Особое внимание было уделено существующим проблемам. Среди них выделяются неотрегулированный правовой статус молодежи, фрагментарность правового сопровождения органов детского самоуправления и недостаточная научная проработка структуры и содержания действующих актов. Кочетков акцентировал внимание на необходимости принятия базового федерального закона, регулирующего вопросы государственной политики в области патриотического воспитания. В ходе обсуждения Кочетков представил ряд рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в этой сфере. Эти предложения были поддержаны большинством участников, что свидетельствовало о высоком интересе к теме.
В ходе обсуждения Кочетков представил ряд рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в этой сфере. Эти предложения были поддержаны большинством участников, что свидетельствовало о высоком интересе к теме. Вадим Чеха, доктор юридических наук, в своем выступлении подчеркнул важность системы правового регулирования молодежной политики, которая охватывает все уровни: международный, федеральный, региональный, муниципальный и локальный. Чеха отметил, что эта система характеризуется значительной ролью актов «мягкого права» и стратегических документов, а также разнообразием регулируемых отношений, которые имеют междисциплинарный характер. Одной из ключевых особенностей системы правового регулирования является акцент на воспитательных и просветительских контекстах, которые реализуются как в рамках образовательной сферы, так и вне ее. Вадим Витальевич указал на необходимость дальнейшего совершенствования действующего законодательства. Он выделил несколько направлений, которые могут способствовать развитию системы правового регулирования молодежной политики:расширение возможностей для молодых граждан в получении премий и наград; трансформация квалификационных требований к специалистам, работающим с молодежью, что позволит повысить качество подготовки кадров; усиление защитных механизмов для защиты молодежи от негативного информационного воздействия и вовлечения в криминальную среду; увеличение перспектив для молодых граждан в использовании «социальных лифтов», что обеспечит им больше возможностей для самореализации и карьерного роста. Григорий Добромелов, координатор Экспертного совета по контролю достижения национальных целей развития, открыл обсуждение с акцента на недостаточность практической реализации молодежной политики на всех уровнях государственного управления. Он отметил отсутствие четкой структуры в области воспитания, что приводит к путанице и неопределенности. Добромелов также указал на историческую значимость таких общественно-государственных институтов, как октябрята, пионеры и комсомол, которые играли важную роль в социализации молодежи. В 90-е годы, по его мнению, многие инициативы развивались без должного внимания со стороны власти. Он подчеркнул, что в последнее время наблюдается растущий интерес к изучению успешных практик в молодежной политике. В процессе работы было собрано около 1000 инициатив, из которых 200 были отобраны после устранения дублирующих заявок. Добромелов акцентировал внимание на значимости экспертной поддержки и мониторинга молодежных проектов, что позволяет повышать их уникальность, оценивать реализуемость и ресурсную базу, а также выявлять лучшие практики.
Надежда Куликова, кандидат психологических наук и доцент РАНХиГС, продолжила обсуждение, сосредоточившись на методологии проектной деятельности в молодежной политике. Она подчеркнула, что методология должна быть ценностно ориентированной, особенно в условиях глобальных изменений. Куликова выделила три ключевых аспекта проектной деятельности: её эффективность как инструмента достижения целей молодежной политики, вовлечение молодежи и развитие лидерских качеств, а также воспитание эталонных свойств личности и формирование готовности к служению стране. Куликова также подтвердила необходимость системного подхода к проектированию, а также важность повышения квалификации организаторов и участников, что поможет улучшить управление проектами и увеличить мотивацию молодежи. В завершении своего выступления она предложила направления для экспертной поддержки и мониторинга проектов, включая экспертизу, оценку, популяризацию и внедрение лучших практик. Наталья Михальченкова, кандидат экономических наук, доктор политических наук и доцент РАНХиГС, в своем выступлении затронула важные аспекты развития системы подготовки кадров по работе с молодежью. Наталья Алексеевна отметила, что количество высших учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в этой области, имеет отрицательную динамику. Это сокращение связано с недостаточной проработкой вопросов востребованности профессий на рынке труда и отсутствием четкой системы должностных требований для руководителей и специалистов в сфере работы с молодежью. Она подчеркнула, что в существующем классификаторе занятий сфера молодежной политики не представлена, что также затрудняет проектирование системы подготовки кадров в квалификационном и компетентностном аспектах. Тем не менее, Наталья Алексеевна отметила, что потенциал этого направления подготовки очень высок и его необходимо развивать в каждом регионе. В качестве предложений по улучшению системы подготовки кадров Михальченкова представила два основных блока. Во-первых, разработанный проект учебно-методического комплекса (УМК) по направлению 39.03.03 «Организация работы с молодежью», где учтены общие рекомендации подготовки кадров по работе с молодежью в системе дополнительного профессионального образования. Она подчеркнула, что реализация программы подготовки в вузе требует привлечения регионов и учета их специфики, а также взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами и организациями. Во-вторых, создание сетевой модели взаимодействия позволит задействовать инфраструктуру и привлечь к сотрудничеству различные организации и учреждения, что улучшит качество подготовки специалистов в области работы с молодежью. Таким образом, Наталья Алексеевна сделала акцент на необходимости системного подхода к подготовке кадров, который учитывал бы потребности рынка труда и специфику регионов, обеспечивая тем самым эффективную работу с молодежью в Российской Федерации.
«Мы, профессионалы в сфере образования и воспитания, должны ни на минуту не забывать, что против России сейчас идёт самая настоящая информационная война, мы в самой гуще противостояния смыслов и битвы социогуманитарных технологий, где роль тех, кто влияет на мировоззрение молодежи, колоссальна. Сейчас крайне важно консолидировать усилия и сформировать центры мысли и пакеты технологий по работе с общественным сознанием. Отдельный фокус внимания должен быть на воспитании молодых поколений россиян как носителей цивилизационной идентичности нашего Отечества, людей, глубоко понимающих и искренне разделяющих фундаментальные ценности России как социокультурной общности, великий страны с тысячелетней историей. А ценности и убеждения, как известно, передаются только от человека к человеку. Поэтому все взрослые, на плечах которых сейчас ответственность за то, какими будут следующие поколения, должны сами быть носителями того мировоззрения, которое мы считаем верным, родным и органичным для нашей страны», - подводит итоги сессии Ольга Голышенкова.