Типичные ошибки правоприменения субъектов Российской Федерации по реализации законодательства о дошкольном образовании и рекомендации по их предотвращению

В статье освещены результаты анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации. Проведена классификация и описаны наиболее типичные ошибки правоприменения в части реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также предоставлены рекомендации по их предотвращению.

Ключевые слова: анализ правоприменительной практики, дошкольное образование, типичные ошибки правоприменения, субъекты Российской Федерации.

Актуальность. В 2018 году по заказу Министерства просвещения Российской Федерации был проведен анализ правоприменительной практики субъектов Российской Федерации по реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования), одной из задач которого являлось исследование типичных ошибок правоприменения регионов в части реализации законодательства о дошкольном образовании и подготовка рекомендаций по их предотвращению.

По результатам проведенного анализа были собраны материалы о типовых нарушениях в субъектах Российской Федерации, связанных с обеспечением соблюдения законодательства об образовании в сфере дошкольного образования.

Цель статьи – осветить результаты анализа правоприменительной практики регионов и описать наиболее типичные ошибки правоприменения в части реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] в части дошкольного образования и требований ФГОС дошкольного образования [2], а также предоставить рекомендации по их предотвращению.

Основная часть

Как показал анализ, типичные ошибки правоприменения субъектов Российской Федерации по реализации законодательства о дошкольном образовании не ограничиваются нарушениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований ФГОС дошкольного образования, но и касаются несоблюдения обязательных требований установленными иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими правоотношения в сфере дошкольного образования.

Можно классифицировать типичные ошибки правоприменения субъектов Российской Федерации по реализации законодательства о дошкольном образовании в зависимости от того, обязательные требования какого нормативно-правового акта были нарушены. Среди типовых нарушений, связанных с обеспечением соблюдения законодательства в сфере дошкольного образования, отмечаются нарушения:

(1) Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

(2) Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;

(3) Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293 [3];

(4) Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» [4], Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» [5].

Рассмотрим типичные ошибки правоприменения подробнее.

В нарушение Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

статьи 29 – организация не обновляет информацию и документы, размещенные на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений;

пункт 8 части 3 статьи 28, часть 2 статьи 30, часть 9 статьи 5 – не принят локальный нормативный акт, устанавливающий порядок и правила приема в дошкольную образовательную организацию, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

пункт 8 части 3 статьи 28, пункт 24 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 729-р – нарушения, связанные с оказанием услуги по постановке на учет и зачислению детей в дошкольную образовательную организацию.

В нарушение требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155:

в образовательной программе дошкольного образования отсутствуют различные образовательные области;

содержание и структура разделов основной образовательной программы дошкольного образования не соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

режимом дня предусмотрена образовательная нагрузка, превышающая допустимую нагрузку.

В нарушение Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293:

дошкольная образовательная организация не размещает на официальном сайте в сети Интернет информацию о сроках приема документов;

нарушены сроки издания приказа о зачислении в дошкольную образовательную организацию;

в заявлениях о приеме в дошкольную образовательную организацию не указаны контактные телефоны родителей (законных представителей);

в заявлениях о приеме в дошкольную образовательную организацию отсутствует отметка о факте ознакомления родителей (законных представителей) обучающихся с копией распорядительного акта органа местного самоуправления о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями, которая фиксируется в заявлении о приеме в образовательную организацию и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.

Заслуживает особого внимания правоприменительная практика субъектов Российской Федерации по оказанию услуг по постановке на учет и зачислению детей в дошкольную образовательную организацию.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, регламентируя отношения по оказанию услуг по постановке на учет и зачислению детей в дошкольную образовательную организацию, рассматривает данные правоотношения как две самостоятельные услуги, относящиеся к компетенции различных органов:

прием обучающихся в образовательную организацию относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности (пункт 8 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ);

учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (часть 5 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 273-ФЗ).

В ряде нормативных правовых актов регионов услуга по постановке на учет и зачислению в детский сад детей рассматривается как единая и осуществляется либо органом местного самоуправления, либо образовательной организацией.

Согласно пункту 2 раздела 1 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р, такая услуга, как прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 24 Перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 729-р, такая услуга, как прием заявлений о зачислении в государственные образовательные учреждения субъекта Российской Федерации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), а также постановка на соответствующий учет, осуществляется государственными учреждениями субъекта Российской Федерации и другими организациями.

Таким образом, поскольку указанные распоряжения Правительства Российской Федерации были приняты до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» они содержат нормы, противоречащие указанному закону. Устранить наличие противоречий норм, содержащихся в нормативных правовых актах, принятых в разные периоды времени, возможно путем приведения указанных распоряжений Правительства Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

Другими рекомендациями по предотвращению типичных ошибок правоприменения субъектов Российской Федерации в сфере дошкольного образования могут быть:

  1. для дошкольных образовательных организаций:

соблюдать федеральные нормативные правовые акты в сфере дошкольного образования, выполнять предписания, постановления и иные законные требования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

разрабатывать и осуществлять меры правового самоконтроля;

проводить обучающие мероприятия для работников дошкольных организаций с целью обучения обязательным требованиям законодательства об образовании.

  1. для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере дошкольного образования:

утвердить и реализовать ежегодную программу профилактики нарушений обязательных требований законодательства об образовании, в том числе дошкольного;

осуществлять регулярный мониторинг правоприменения дошкольного образования;

проводить мероприятия по правовому просвещению профилактики нарушений обязательных требований законодательства о дошкольном образовании;

информировать население о мерах, предпринятых для профилактики нарушений обязательных требований законодательства о дошкольном образовании, и полученных результатах.

 

Выводы

Проведенный анализ правоприменительной практики субъектов Российской Федерации в сфере дошкольного образования позволил не только выявить типичные ошибки правоприменения, но и предложить рекомендации по их устранению. Настоящие рекомендации адресованы дошкольным образовательным организациям, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере дошкольного образования.

 

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» // Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-08042014-n-293/.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95180/.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113446/.
  6. Справедливость нормативного подушевого финансирования образования в России / И. В. Абанкина, М. Ю. Алашкевич, С. Л. Баринов, П. В. Деркачев, И. А. Кравченко, М. В. Меркулов, Н. В. Родина, С. С. Славин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 120 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 2(10)).