ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ

К 2025-2030 годам в экономике мира произойдут глобальные изменения. Автоматизация производства сделает неактуальным труд миллионов людей. Будут востребованы уникальные специалисты в узких областях, способные работать в «проектном режиме» и быстро адаптироваться, обучаться новому, сохраняя накопленный опыт и потенциал. В этих условиях Российская образовательная система получит новые вызовы.

И, как это не парадоксально звучит в условиях дальнейшей информатизации всех отраслей деятельности общества, учитель занимает центральную позицию в отношении подготовки ребенка к условиям будущей взрослой жизни. Именно учитель своим личным примером в своей повседневной образовательной деятельности может способствовать развитию трех фундаментальных качеств, которые предопределяют конкурентоспособность и успешность профессиональной деятельности человека, а именно:

- способности к постоянному саморазвитию и обучению;

- способности к концентрации над решением проблемы, задачи с поиском нестандартных путей ее преодоления;

- способности к сохранению собственной идентичности вне зависимости от происходящих изменений.

С учетом неизбежного прогресса в сфере IT возрастает степень зависимости таких отраслей, как «Образование», «Наука», «Культура» от направления «Цифровая экономика».

В настоящее время, в рамках реализации:

- Указа Президента РФ от 28.01.2010 N 117 «О денежном поощрении лучших учителей»;

- Постановления Правительства РФ от 20 мая 2017 г. N 606 «Об утверждении Правил выплаты денежного поощрения лучшим учителям образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 N 500 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования»

осуществляется работа по реализации двух направлений Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204, а именно:

  1. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
  2. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.

Таким образом, заложены основы для формирования «равных стартовых возможностей» при которых дальнейшая информатизация образовательной деятельности даст больше свободы и возможностей, как для самих учителей, так и для организаторов в системе образования. Дальнейшая информатизация процедуры конкурсного отбора лучших учителей будет предполагать реализацию следующих целей:

- объективность и независимость отбора лучших учителей на региональном этапе (десубъективизировтаь экспертное мнение);

-отбор лучших учителей, а не «проверку соответствия» некоторому эталону или субъективному впечатлению;

- использование современных дистанционных и интернет-технологий для упрощения организации процедур отбора;

- соблюдение принципа равных возможностей для всех конкурсантов.

 

На практике это может означать реализацию следующих технологий конкурса на получение денежного поощрения «Лучшие учителя» в субъектах Российской Федерации:

1. Введение единой формы «электронного конкурсного документа-портфолио участника»:  все методические материалы преподавателя предоставляются в электронном виде по типовой анкете, в которую входят электронные (внешние) ссылки на публикации, научную, учебно-методическую, внеурочную, воспитательную и другие виды деятельности преподавателя. Это существенно упростит процедуру подачи заявлений и объем бумажной работы.

2. Позитивной практикой может стать участие в оценке на региональном этапе представителей экспертного сообщества в сфере образования из других регионов Российской Федерации, в режиме «онлайн» с использованием интернет и видеосвязи. Доля экспертов из других регионов может составлять порядка 50%.

3. Дистанционная оценка: приглашённые эксперты рассматривают материалы портфолио конкурсантов удаленно со своих рабочих мест, а так же могут присутствовать «виртуально» во время выступления преподавателя на «онлайн» этапе.

4. Гарантия беспристрастности обсуждения и оценки: это рассмотрение персонализированной анкеты-портфолио конкурсанта, что на самом деле сделать достаточно проблематично – учительский труд во многом индивидуален, а ссылки на его материальные результаты (учебники, методические пособия и разработки, статьи) автоматически раскрывают персоналии преподавателя.

Существует и второй способ, связанный с использованием генератора случайных чисел (порядковых номеров экспертов). Рандомное назначение экспертов: портфолио каждого конкурсанта оценивает не менее 3-х экспертов, случайным образом отобранных из экспертной комиссии, включая представителей других регионов. Никто заранее не знает кто будет оценивать данные того или иного конкурсанта, это может быть эксперт и из другого региона.

5. За счет внедрения единой шкалы оценки данных портфолио и онлайн выступлений конкурсантов можно получать сопоставимые и объективные результаты, по конкурсной оценке, уже на федеральном этапе.

6. Единая формализованная шкала оценки: эксперты оценивают установленные нормативными актами позиции (в качестве примера используем Приказ Минобрнауки России от 07.06.2017 N 500) по 10-балльной шкале от 1 до 10 по каждому из пунктов (суммарная оценка от 7 до 70 баллов):

наличие у учителя образовательной организации собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе;

высокие (с позитивной динамикой за последние три года) результаты учебных достижений обучающихся, которые обучаются у учителя образовательной организации;

высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету, который преподает учитель образовательной организации;

создание учителем образовательной организации условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции;

создание учителем образовательной организации условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением);

обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем образовательной организации различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения;

непрерывность профессионального развития учителя образовательной организации.

К данному (или другому) перечню разрабатывается единая для всей страны система индикаторов, критериев, детализующих каждый пункт.

7. Случайным образом отобранные эксперты (в режиме онлайн, в случае дистанционного участия) – задают вопросы по выступлению конкурсантов, комментируют, выставляют итоговую оценку. Таким образом, каждое выступление конкурсанта будет оценено тремя никак не связанными друг с другом экспертами, возможно, даже из разных городов, что так же гарантирует беспристрастность и объективную оценку.

8. Видеоканалы открыты для ссылок, комментариев, слов поддержки родителей, детей в адрес их любимых педагогов.

Таким образом, не просто повышается престижность и значимость профессии педагога, фактически он помещается в центр региональной информационной системы.

 

Выводы

Изменения в экономике создают новые запросы к системе образования, а изменения в сфере IT предопределяют реакцию системы образования. Константой, определяющим фактором успеха профессиональной и социальной жизни человека становится учитель.

Существующие инициативы государства в системе образования реализуют «принцип равных стартовых возможностей» и предполагают внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, формирование системы профессиональных конкурсов.

Ключевые цели информатизации процедуры конкурсного отбора лучших учителей предполагают: объективность и независимость; отбор лучших учителей, а не «проверку соответствия»; использование дистанционных и интернет-технологии, реализацию принципа равных возможностей для всех конкурсантов.

Ключевые будущие технологии конкурсного отбора:

- единый электронный документ-портфолио конкурсанта;

-внешние эксперты из других регионов;

- дистанционная оценка и «виртуальное» присутствие экспертов;

- рандомное назначение экспертов на оценку материалов конкурсантов;

- единая Всероссийская шкала оценки данных портфолио конкурсантов;

- открытая онлайн-трансляция всех конкурсных процедур.