МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Русский язык, являющийся государственным языком Российской Федерации, а также языком межнационального общения, объединяет граждан страны, определяет самобытность народа, формирует гражданскую идентичность. Не случайно в последние годы были созданы Совет по русскому языку при Президенте Российской Федерации, Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации, Общество русской словесности. Их деятельность направлена на защиту и поддержку русского языка, обеспечение прав граждан России на пользование языком Российской Федерации.

В связи с оптимизацией процессов глобализации и интеграции в различных сферах жизни, растущим геополитическим и экономическим влиянием России русский язык переместился на более высокие позиции. Он открывает новые возможности для сотрудничества, знание русского языка помогает расширению межкультурного, делового и личностного общения в профессиональной сфере. Именно по этим причинам русский язык становится не просто популярным, но значимым, и люди осознают важность и необходимость его изучения.

Во многих образовательных организациях субъектов Российской Федерации воспитываются и обучаются дети, для которых русский язык является родным, неродным или иностранным. Данная ситуация во многом является причиной падения показателей качества образования в образовательной организации, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Очевидна потребность в педагогах и специалистах, владеющих современными формами, методами и технологиями обучения русскому языку как родному, как неродному и как иностранному на всех уровнях образования.

Современная методика преподавания русского языка детям иностранных граждан исследует учебный процесс, вырабатывает рекомендации к дальнейшему совершенствованию процесса обучения русскому языку как неродному. Основные проблемы в области преподавания русского языка как иностранного: соотношение коммуникативности и системности, вопросы межкультурной коммуникации, внедрение новых технологий в практику преподавания русского языка.

Эффективно внедряются в учебный процесс технологии индивидуализированного обучения, игровые технологии, коммуникационные технологии. Современный этап развития методики обучения русскому языку как иностранному характеризуется внедрением в обучение различных обучающих и контролирующих мультимедийных компьютерных программ, дистанционных курсов русского языка для интенсификации учебного процесса. Интенсификация и оптимизация процесса обучения иностранных студентов русскому языку должна осуществляться путем внедрения современных компьютерных технологий, систем дистанционного обучения, мультимедийных программ, системы компьютерного тестирования, организации самостоятельной работы.

В поликультурной образовательной среде русский язык должен помогать личности осознать свои корни и тем самым определять то место, которое она занимает в мире, прививать человеку уважение к другим культурам, формировать многогранную картину мира и обеспечивать адаптацию в изменяющихся условиях существования.

Хорошо поставленная речь, высокая языковая культура учителя является не только важнейшей характеристикой образовательной среды, но и основой формирования культурного пространства образовательных организаций.

«Русский язык», в отличие от других учебных предметов, не просто предмет изучения, средство обучения, он выступает главным условием межличностного диалога, воспитания общей культуры и личностного развития обучающихся – представителей разных этносов, вероисповеданий.

Однако современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально-политическими причинами, но и просчетами в преподавании дисциплин филологического цикла в целом и в частности в преподавании русского языка:

1. Изучение литературы (русской, народов России, мировой) происходит по сложившейся традиции автономно, не всегда согласуется содержание и структура дисциплин филологического цикла.

2. Недостаточно реализуются воспитательные возможности предмета «Русский язык». Недостаточное внимание уделяется русскому языку и русской литературе в национальных общеобразовательных организациях.

3. По-прежнему доминирующим в практике преподавания русского языка остается правописно-орфографическая направленность.

4. Используемые методы преподавания русского языка в общеобразовательных организациях не всегда в достаточной степени ориентированы на развитие творческих способностей.

5. Наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению часов на изучение литературы в базисном учебном плане негативным образом сказывается на результатах обучения как литературе, так и русскому языку.

В этих условиях преподавание учебного предмета «Русский язык» приобретает особую общественную значимость, а состояние речевой культуры общества обусловливается постановкой преподавания русского языка, в основе которого лежат представления и о самом языке, и о человеке как его носителе.

В целях совершенствования условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России, на уровне государства, институтов власти, сфер культуры и образования (и др.) предусматривается развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка.

Повышение квалификации педагогов образовательных организаций должно быть ориентировано на усвоение ими инновационных методов и форм преподавания русского языка, основанных на осознании важности проблемы социальной и психологической адаптации ученика к учебной, академической культуре, к новым традициям, ценностям, ориентирам; овладении принципами личностно-деятельностного подхода к преподаванию; понимании специфических трудностей освоения обучающимися и связанных с интерференцией ошибками. 

В 2017–2018 гг. региональными образовательными организациями дополнительного профессионального образования были разработаны и внедрены в практику деятельности федеральных стажировочных площадок 25 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов образовательных организаций (далее – программы). Разработчики программ представляют различные субъекты Российской Федерации: Воронежская, Тамбовская Ростовская и Иркутская области, Краснодарский край.

Программы были разработаны в рамках: повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций; реализации мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка; модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС); реализации Концепции преподавания русского языка и литературы; поддержки региональных программ развития образования и сетевых методических объединений в субъектах Российской Федерации; программ (подпрограмм) «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога», «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы и других нормативных актов.

Анализ программ позволил выявить их актуальность и практическую значимость, обозначить проблемные вопросы, с которыми сталкивались разработчики, составить рекомендации по разработке и совершенствованию программ.

Актуальность программ обусловлена снижением уровня владения русским языком на территории России. В некоторых регионах сужается сфера его функционирования как средства межнационального общения. В целях совершенствования условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России, на уровне государства, институтов власти, сфер культуры и образования предусматривается развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка.

Программы направлены на повышение квалификации педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций, педагогов начальных классов и предметников (педагогов русского языка и литературы), школьных библиотекарей и руководителей образовательных организации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, ориентированы на различные аспекты формирования языковой среды в образовательных организациях.

Результаты исследования показали, что содержание программ и их структурных элементов направлено на достижение повышения квалификации педагогов (специалистов) различных уровней образования (дошкольного, начального и основного общего образования), работников учреждений культуры (библиотеки, музеи и др.), совершенствование профессиональной и личной компетентности.

Структура и содержание программ соответствуют сложившейся практике составления подобных программ, требованиям ФГОС, а также профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Содержание большинства программ основано на региональной образовательной практике, на её анализе и обобщении, что является их достоинством, способствует распространению лучшего педагогического опыта в субъектах Российской Федерации и за их пределами. К программам разработаны учебные пособия, учебно-методические материалы (в том числе и мультимедийные с использованием интернет-технологий), презентации, оценочные средства и др. Многие программы реализуются с применением дистанционных технологий, имеют вариативность содержания, форм, методов и заданий для самостоятельной работы.

В программах прослеживаются основополагающие и специфические для сферы дополнительного профессионального педагогического образования базовые принципы обучения: рефлексия собственной педагогической деятельности; единство теоретического, практического, технологического уровней освоения знаний; единство развития общих и профессиональных компетенций и др.

В рамках актуализированной проблематики можно выделить следующие группы программ:

1. Программы, направленные на повышение квалификации педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций

В настоящее время во многих образовательных организациях вместе обучаются дети, для которых русский язык является родным, неродным или иностранным. Очевидна потребность в педагогических кадрах, владеющих современной методологией обучения русскому языку. Начинать работу по освоению языка необходимо в дошкольном возрасте. Однако при формировании языковой, лингвистической компетентности ребенка необходимо учитывать возрастную психологию. Дошкольный возраст – важный сенситивный период для освоения и познания языка, время активного развития словаря. Разработчикам программ для детей дошкольного возраста стоит делать упор на игровые методы обучения, учитывать психологию восприятия ребенка при разработке учебно-методического материала. Важно сформировать положительную мотивацию к овладению русским языком как государственным языком Российской Федерации. В дошкольном возрасте мозг ребенка пластичен, способен осваивать в памяти большие языковые блоки, поэтому целесообразно сконцентрировать внимание на формировании языковой среды образовательной организации. Современные дети перенасыщены информацией, и необходимо, чтобы процесс овладения языком (русским) был для детей интересным, занимательным и развивающим. Слушатели программ должны овладеть методикой обучения русскому языку, предусматривающей проведение сюжетно-ролевых, подвижных, хороводных, пальчиковых, настольных, театрализованных игр, в которых расширяется словарный запас воспитанников, формируются различные лингвистические и коммуникативные компетенции.

Полезным для слушателей программ представляется знакомство их с основами теории и методики обучения детей языку с учетом возрастной психологии, с практическим опытом, наработанным отечественными и зарубежными лингвистами.

2. Программы, направленные на повышение квалификации педагогов-библиотекарей, а также на повышение уровня профессиональных и личностных компетенций педагогов образовательных организаций в преподавании русского языка с использованием образовательного потенциала учреждений культуры (библиотек, музеев, театров и выставок.), совершенствование урочной и внеурочной, внеучебной деятельности

Актуальность тематики программ обусловлена тем, что язык и литература играют ключевую роль в формировании личности. В настоящее время существует проблема использования образовательными организациями потенциала учреждений культуры (школьных библиотечных центров, библиотек, музеев, выставочных залов и др.), поэтому необходимо сосредоточить усилия педагогов и сотрудников культурных учреждений на создании единого поля освоения русского языка и литературы. В содержательном плане сконцентрироваться на компетенциях, направленных на формировании единой образовательной языковой среды, которая будет включать субъекты взаимодействия, современные интерактивные, интегральные, педагогические формы и методы, на формировании филологических, коммуникативных компетенций у обучающихся, любви к русской литературе и языку. Достоинствами многих программ являются междисциплинарный подход, активное использование апробированных авторских методик. Так, например, в программе «Обеспечение качества преподавания русского языка с использованием музеев, театров, библиотек, постоянно действующих выставок и иных учреждений культуры» (ГБУ ДПО Воронежской области «ИРО») слушатели знакомятся с авторскими методиками обучения русскому с использованием возможностей музеев, театров, библиотек, постоянно действующих выставок.

Активным формам взаимодействия, новым педагогическим технологиям во внеурочной деятельности, методике исследовательской деятельности с использованием потенциала школьных библиотек отводится большое внимание в программе «Развитие актуальных компетенций педагога-библиотекаря в условиях реализации ФГОС» (ГБУ ДПО Воронежской области «ИРО»).

Программы содержат учебный и календарные планы, в них раскрываются содержание тематических разделов и модулей, составлен библиографический список, в том числе с интернет-источниками. Ко многим модулям программ подготовлены презентации, разработаны задания для самостоятельной работы, методические пособия.

3. Программы, направленные на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах обеспечения равного доступа к образованию и обучения русскому языку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Программы нацелены на устранение дефицита в профессиональной подготовке педагогов в области обучения детей с ОВЗ, применение в образовательном процессе современных научно обоснованных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ. В программах актуализирована задача обеспечения равного доступа к качественному образованию, в том числе с учетом индивидуальных потребностей обучающихся.

Ценность программ заключается в их практической направленности. Слушатели как результат освоения программы предоставляют проектные разработки части «адаптированной образовательной программы» по русскому языку, урок или фрагмент урока русского языка, литературы, представляющий адаптацию содержания образования и учитывающий образовательные потребности детей с ОВЗ.

4. Программы, направленные на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах повышения качества образования, формирования инструментария оценки в контексте ФЦП «Русский язык»

Программы направлены на расширение профессиональных компетенций в области контрольно-оценочной деятельности. Ключевые понятия планируемых результатов освоения основной образовательной программы, внутренней системы оценки качества образования, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации составляют основу профессионального роста учителя в условиях обеспечения реализации ФГОС ОО.

5. Программы, направленные на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в рамках овладения методологией преподавания русского языка (как родного, неродного, государственного) и литературы, использования передовых, инновационных практик, создания языковой среды в образовательных организациях

Эта группа программ самая многочисленная, касается повышения квалификации педагогов образовательных организаций в части методологии преподавания русского языка как родного, неродного, государственного в учебной и внеучебной деятельности (в том числе в поликультурной среде) с использованием инновационных практик.

Актуальность программ обусловлена задачами национального проекта в сфере образования (обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования; воспитание гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей; обеспечение вхождения России в число 10 ведущих стран по качеству общего образования), обновлением содержания ФГОС ОО, в которых выдвигаются новые требования к организации и качеству образования. Особое внимание в них уделено формированию метапредметных компетенций обучающихся, что предъявляет особые требования к компетенциям педагогов. Владение русским языком является гарантией повышения уровня социализации и профессионализации личности в полиэтнической и поликультурной среде. Формирование у обучающихся первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как культурной ценности является одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогом.

Большая часть программ направлена на педагогов, работающих в общеобразовательных организациях и осуществляющих интегрированное обучение детей, для которых русский язык не является родным в субъектах Российской Федерации и в местах компактного проживания (например, программа «Особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурной школе и школе с поликультурным компонентом», ГБОУ ДПО «ИРО Краснодарского края»).

Реализация программ происходит с использованием дистанционных модулей, которые включают авторские интерактивные (видео) лекции с презентационным сопровождением (например, программа «Традиции и новаторство в преподавании русского языка как родного и как неродного», ГБОУ ДПО «ИРО Краснодарского края»).

В программах содержится передовой педагогический опыт, авторские наработки, апробированные в деятельности образовательных организаций. Многие возможно рекомендовать к распространению в других субъектах Российской Федерации.

В структуре и содержании программ прослеживается преемственность между начальным и среднем звеньями школы, что влияет на качество обучения. Реализация программ предполагает деятельностный подход.

6. Программы, направленные на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в осуществлении тьюторского сопровождения единого подхода к преподаванию и изучению русского языка в условиях полиэтничного образовательного пространства

Эти программы направлены на развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения. Программы нацелены на теоретическую и практическую подготовку педагогов-практиков общего образования к осуществлению тьюторского сопровождения единого подхода к преподаванию и изучению русского языка в условиях полиэтнического образовательного пространства.

Программы носят практико-ориентированный характер, в ходе обучения слушателей предусмотрены такие формы и виды деятельности, как деловые и ролевые игры, тренинги, разработка проектов и др.

7. Программы, направленные на формирование профессиональных компетентностей педагогов

Развитие профессиональных компетенций педагогов является актуальной проблемой современного непрерывного образования. Обучение по этим программам позволит слушателям перейти в новое образовательное пространство: учителя русского языка смогут выстраивать стратегию ФГОС на основе создания информационной образовательной среды преподаваемого предмета, рационально использовать все виды информационно-образовательных ресурсов.

Логика стремительно развивающихся социокультурных процессов предъявляет к учителю русского языка качественно новые требования: освоение эффективных педагогических технологий, формирование готовности к самостоятельной педагогической деятельности, развитие умений использовать ресурсы информационных технологий в решении задач поликультурного образования. Большое значение для современной педагогической практики приобретает выявление потенциала инновационных технологий, с помощью которых представляется возможным развитие психолого-педагогических компетенций в рамках поликультурного образования. На решение перечисленных задач направлена программа «Психолого-педагогические компетенции учителей русского языка: диагностика и развитие» (ГБУ ДПО Ростовской области «Ростовский ИПК и ПРО»).

В поддержку программ разработано учебно-методическое сопровождение: методические рекомендации, рабочие тетради слушателей (например, методические рекомендации «Диагностика учебных достижений обучающихся по русскому языку с использованием средств удаленного доступа (для школ в ССУ)»). Освоение учебных модулей происходит с привлечением лучших педагогических практик в рамках сетевого взаимодействия

Отметим, что классификация программ является условной.

Анализ структуры и содержания программ позволил выделить проблемные точки, ошибки и трудности, с которыми столкнулись авторы ПДО. Основной блок проблем связан: с описанием перечня профессиональных компетенций, трудовых функций, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения; разработкой контрольно-измерительных материалов и других оценочных средств, адекватных поставленным задачам, планируемым результатам образовательной деятельности; разработкой практического материала, учитывающего освоение всех компетенций (знаний, умений и навыков), указанных в программе, а также с распределением самостоятельной работы; общим оформлением программ и библиографических списков (основной и дополнительной литературы, интернет-источников).

Анализ содержания программ позволил сформулировать основные общие рекомендации разработчикам по дальнейшей работе, проводимой по направлению разработки программных материалов:

учесть проблемные зоны, выявленные в ходе анализа программ и представленные экспертами для доработки;

при разработке программ стоит соотносить цели и задачи программ в соответствии с актуальными стратегическими ориентирами государственной политики в сфере образования в целом и федеральных целевых программ по направлению «Русский язык»;

усилить методическую составляющую в части обучения слушателей формированию универсальных учебных действий при обучении русскому языку;

обратить внимание на разработку дидактического материала в помощь обучающимся по овладению предметными, метапредметными умениями: инструкций, памяток, алгоритмов, образцов и т. д. (в поддержку программ).

включать в программы основы смежных дисциплин (общей и возрастной психологии, лингводидактики, риторики, музейной педагогики культурологии и др.) в дискурсе изучаемой проблематики;

широко использовать возможности электронного обучения, создания цифровых курсов.

 

Методический материал подготовлен ООО «Академия СЭТ»
по материалам проектных задач государственного контракта по организационно-методическому сопровождению мероприятий, реализуемых за счет субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации, на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка

 

Программное обеспечение и интернет-ресурсы

1. Открытый урок. Педагогическая мастерская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: открытыйурок.рф.

2. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: edu.gov.ru.

3. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edu.ru.

4. Профессиональный стандарт «Педагог» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ug.ru/new_standards/6.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/543.